Čюнь

Ā римском календаре юниус - месяц,
посвященный богине Юноне, жене
юпитера. болгары называют этот день
„червен" (красный) и верят, что каков
июнь, таким будет и декабрь.

 

31 мая - 6 июня РУСАЛОЧЬЯ НЕДЕЛЯ

Неделю, следующую за Пятидесятницей, народ называет Русалочьей. Существует поверье, что ко дню Святого Духа русалки уже сделали сбое дело на Земле - посеяли семена плодородия. Дома украшаются полынью, стебли полыни девушки кладут себе за пазуху, парни - в левый карман, а дети вешают на шею маленькие полотняные мешочки с зеленью полыни. Так люди предохраняют себя от пакостей русалок. в этот период одинокий человек не отправляется в путь, потому что может заболеть русалочьей болезнью. И только русалии могут его вылечить.

Русалии - это мужчины, которые ходят группами с нечетным количеством человек (3, 5, 7, 9, 11, 13). с протяжении всей недели они являются побратимами и, где бы они ни проходили, одаривают людей и природу здоровьем и хорошим приплодом. Поэтому они — долгожданные гости в каждом доме. в Северной Болгарии их называют русалиями или калушарами.

Āожак калушаров называется ватаф, должность передается по наследству -только по прямой нисходящей линии. Только ватаф может собирать целебные травы и только он знает заклинание, которое он произносит над травами и ēнаменем. Словесными чарами он передает волшебную силу природы и избранным им калушарам.

Калушарами избирают молодых женатых мужчин, здоровых и энергичных, чтобы они не были пьяницами, а были честными и добродушными, соблюдали тайны. Еще они должны быть выносливыми, потому что на протяжении всей Русалочьей недели им придется находиться вне дома. После того, как каждый из них выдержит пост в течение определенных ватафом дней, тогда вожак посвящает его и обучает русалочьим играм. Только после этого посвященный калушар приносит клятву перед знаменем, русалочьей палицей и теми, кто уже стали калушарами.

Кляп звучит странно, а слова 03-начают страшный зарок: „Пусть в доме моем огонь не горит, дымоход дым не выпускает, потому что змеи и разные гады в нем гнезда вьют, совы и филины яйца высиживают. жена моя пусть колыбели не у видит, в углу агнец пусть не проблеет. Чтобы не выло слышно голоса ни вола, ни коровы, ни коня, ни кобылы, чтобы собака не лаяла, петух не кричал. Пусть бурьян да репей вокруг дома растут. Глаза мои пусть не видят, уши не слышат, язык не поворачивается, ноги не ходят, руки не поднимается. Где шагну - пусть трава не растет, за что ни возьмусь — пусть огнем горит, предо мной — чума, позади — холера, и земля костей моих пусть не принимет, если преступник) клятву Калуша". После этого он целовал знамя и палицу. ватаф кропил его чудотворной молчаливой водой, над которой он кудесничал поздней порой. Поцеловав руку вожака, мужчина считался принятым в калушары и мог носить русалочий пояс. А палица особенная. Старые калушары рассказывают, русалочья палица - все равно что епитрахиль священника. Палица делается из явора, ясеня или кизила. Длиной палица в полтора метра, а толщиной до двух сантиметров. в нижнем конце сделан острый железный оков, палица пестрая и украшенная звоночками, веточкой самшита и разноцветными сплетенными нитками. в верхнем конце ватаф делает отверстие, в которое вставляет целебные травы, и закрывает его клинышком. Палицы хранятся у вожака и выдаются калушарам только на Русалочью неделю. Палица не уничтожается, а передается по наследству, как драгоценное сокровище.

Āатаф группы носит знамя и никто другой не может этого делать. Оно делается самим вожаком из белого льняного полотна в присутствии всех калушаров. Длина полотна - два с половиной локтя - чтобы достигало середины древка. в четырех концах зашиты чудодейственные травы, оно окроплено молчаливой водой, освящено русалочьими мелодиями. На острие древка ватаф делает пучок из целебных трав с тремя головками чеснока. Когда знамя готово, все преклоняют перед ним головы, вожак целует знамя, а калушары - древко.

Одежда у русалиев такая же, как принята в данном селе. Только ноги обмотаны обычно белыми шерстяными портянками, обшитыми травами. Кроме того, пришиты специальные железные погремушки и колокольцы, чтобы когда русалии пляшут ритуальные танцы, поднимали как можно больше шума. По-верх островерхих шапок надеваются венки из целебных трав.

Калушары не могут плясать без МУ" Зыки. Предпочитаемый музыкальный инструмент - кавал или дудук. Позднее были заменены волынкой или зурной с барабаном. Танцы калушаров двух видов -одни для плодородия, другие - для здоровья.

Русалии лечат только больных русалочьей болезнью — тех, кто чахнет и сохнет, очарованный русалками. Лечение проводится следующим образом: когда группа придет в дом больного, ватаф осматривает его и решает излечима ли болезнь или нет. Потом договаривается с домашними о цене лечения. Приносят горшок и миску. Горшок должен быть новым и непременно глиняным. Его наполняют молчаливой водой и травами, подобранными ватафом, и накрывают салфеткой, подаренной больным. Миска тоже должна быть новая, глиняная, с зеленой глазурью. Она наполнена водой с уксусом и толченым чесноком. все ставится на маленький круглый столик, называемый софра, застеленный белой скатеркой. больного вносят его близкие на прочном, тканом половике, и кладут на землю перед стоящими кругом калушарами. Они выстраиваются по старшинству, при этом самый старый и самый молодой замыкают круг.

Сначала их танец умеренный, но постепенно усиливается. Темп определяется ватафом, который поднимает или опускает знамя. Когда знамя опускается, калушары танцуют на месте, оперившись спиной на палицу и выпятив грудь. Потанцевав немного на месте, они берутся за углы половика и подбрасывают больного с криками: „Хай, Калуша. После этого отступают назад, ватаф входит в круг калушаров, подходит к вольному и растирает его смесью из миски по лаву, ногам и причитает: „Аи, Калуша! вышли 77 с половиной юды ночные и разные мерзости — грязные и страшные. вышли и спустились вдоль леса, вдоль берегов, вдоль скал, вдоль гор и долов. Через поле пошли, поле за собой потащили, через леса пошли, леса посекли, через воду пошли, воду осушили. Кто их видел и кто их слышал — все прочь бежали. А этот (называет имя вольного) вышел в ночь-полночь, они его на месте схватили, на голову ему заврались, косточки ему поломали, кишки ему выпустили, мясо погрызли, кровушку выпили. Куда ему пойти, куда податься от воли и немочи? Пошел он на перекресток, взвыл до небес, слезы наземь закапали, но никто его не видит, никто не слышит. Услыхала его божья матерь и спросила кротким голосом: „Ты чего кричишь, кого зовешь?" Заплакал мой (имя вольного) „Как мне не кричать, как не звать, если вышли 77 с половиной юды - грязные и страшные. Через поле пошли, поле за совой потащили, через леса пошли, леса посекли, через воду пошли, воду осушили. Кто их видел и кто их слышал - все прочь бежали, только меня нагнали, косточки поломали, кишки выпустили, мясо погрызли, кровушку выпили, и сказала ему божья матерь: „Не кричи и не зови, есть такие парни-побратимы, парни русалии и калушары, найди их, пусть они тебе потанцуют, пошепчут, покропят русалскими травами, повьют тебя русалскими палицами и прогонят все немочи в пустой лес, где овца не блеет, коза не мекает, ягненок не бегает, девушки хороводы не водят. Там есть добрый молодец с вороным конем, синим седлом, с зеленым венцом. Там божья матерь свадьбу приготовила, послала доброго молодца немочи прогнать в пустой лес, там они найдут яловую корову, дохлятины наедятся, на падали  отлежатся, сладко отоспятся,  досыта наедятся!" От меня столько, остальное от бога! Аи, Калуша!"

Āсе это говорится шепотом, так, чтобы слышались только отдельные фразы, только тогда заклинание имеет целебную силу. Потом ватаф свешивает над больным знамя, дует в четыре стороны, дает ему глотнуть из миски три раза и отходит назад. Калушары сноба начинают сбой танец, но на этот раз по очереди перескакивают через больного с восклицанием: „Хай, Калуша!". После третьего раза музыкант заводит „русалскую", танец и восклицания учащаются. По данному ватафом знаку самый старый в группе калушар, который танцует первым, замахивается палицей и разбивает горшок с молчаливой водой и травами, брызги разлетаются во все стороны, все окроплены молчаливой водой. в этот момент больной вскакивает и бежит -уже вполне здоровый, а несколько калушаров (до трех, в Зависимости от силы болезни) падают, словно мертвые. Они символически берут на себя болезнь. Только так может получиться исцеление. Упавшие калушары лечат таким же образом — танцем, но в обратном направлении. И им ватаф дает отпить из миски, двое калушаров поднимают их, пока они придут в себя и сноба включатся в танец.

Калушары ходят по домам с понедельника до воскресного утра включительно. Потом в танце они передают сбои палицы ватафу, который уносит их к себе домой. Калушары целуют руку вожаку, каждый снимает с шапки венец из трав, разматывает портянки и „Русаля" завершается общим угощением.

7 июня. Именинники Валерий, Валерия (от латинского родового названия Valerius - „я сильный").

 11 июня ВАРФОЛОМЕЕВ ДЕНЬ

Народ отмечает день святого Варфоломея как второго из тех четырех, что насылают град - братьев Германа, Варфоломея, Лисе и Видо.

Люди почитают этот день, чтобы не было летом града, а зимой - лютых метелей. Старые болгары из Бердянска - Таврия, рассказывают, что в этот день солнце поворачивает на зиму поэтому они встают очень рано, до восхода, чтобы как покажется солнце над А30-вом, так первыми их залило лучами, чтобы весь год, до следующего Варфоломея они были здоровыми и сильными.


14 июня ЛИСЕЕВ ДЕНЬ

Согласно народным верованиям Лисе - третий брат из тех, кто насылает град, повелитель черных градоносных туч летом и снежных вьюг зимой.

Старые люди чтят этот праздник, потому что в противном случае можно накликать болезнь „лысо", от которой люди становятся лысыми, так как начинают выпадать волосы головы,

15 июня ВИДОВ ДЕНЬ

Įолгары отмечают в этот день последнего брата, из тех что насылают град - Видо. Однако делают это только те, что отмечали первых двоих. В народе верят, что злой Видо наказывает грешников. Поэтому больные паршой в этот день ставят свечи, собирают целебные травы, окатывают себя их отварами и купаются в левых водах (на левой излучине реки по течению) или им сливают воду из левого рукава куртки. Считается, что волос у них закрутится и больше не будет выпадать. Ā ķąšīäå верят, что злой Видо наказывает грешников. Поэтому испокон веку существует у болгар поговорка: „вот придет видов день!".

24 июня ЭНЬОВ ДЪНЬ
(Янев день)

Этот старинный болгарский обычай совпадает с основной, поворотной точкой в мифологическом праздничном календаре древних народов, связанной с летним солнцестоянием, когда день самый длинный, а ночь — самая короткая. Эньов день — любимый летний праздник для молодых и старых. Этот день делит год пополам. Считалось, что после этого дня зима отправляется своей долгой дорогой к людям. Сказка о том, как Эньо надевает сбой кожушок и отправляется за снегом, служит напоминанием о том, что уже время подумать о долгих зимних месяцах.

Утром этого дня встают рано, чтобы увидеть, как солнце „поворачивается трижды", а кому удастся искупаться в росе, тому болезни не страшны до следующего Эньова дня.

Старые люди рассказывают, что когда-то, очень-очень давно, в одном селе были парень и девушка - Эньо и Стана, которые очень любили друг друга. Каждый день мысли одного были о другом, и хлеб им не был сладок, если они не виделись, хотя бы издалека. Но отец Станы имел другие планы и обещал девушку в другое село. Устроили богатую свадьбу, сваты пришли взять Стану. Пошла девушка с ними, ведь нельзя же свадьбу назад возвращать, а когда дошли до большого моста над рекой Тунджей, сняла она фату и бросилась в реку.

Разболелся Эньо от горя. Лежал целых девять лет, девять подстилок под ним изгнили. За это время капли дождя в селе не было. Река пересохла и пошел мор по людям и скоту.

На десятый год сестра Эньо взяла от ткацкого стана кросно, поперек него привязала скалку и обмотала полотном. Потом надела женскую одежду, прикрыла белой фатой и пошла к Эньо. „встань Эньо, встань братец, посмотри, твоя Стана пришла, невестой тебе будет..."

Широко открыл глаза несчастный парень, улыбка озарила его измученное лицо, приподнялся он с протянутыми руками и вдруг рухнул замертво.

Подули сильные ветры, полились обильные дожди. Зазеленели поля, заблеяли стада, а девушки песню завели о любви. С тех пор и пошел обычай: девушки делают Эньову невесту - „Эньова буля", устраивают гадания по кольцам. А песням и танцам в этот день нет конца.

Именинники Янко, Янка.

 

29 июня ПЕТРОВ ДЕНЬ

 Это праздник посреди лета. в поле кипит работа. Поэтому в одной легенде Таврических болгар рассказывается, что сам святой Петр, увидев жатву, схватился за серп, чтобы помочь людям.

Петров пост завершается скоромной трапезой - черная петровская курица, которую зарезали на пороге дома, чтобы обеспечить всем людям здоро-вье и силу, потому что Петр означает „камень". На столе обязательно должны быть сочные „петровки" — яблоки, освященные на утренней службе в церкви.

А вечером празднуют именинники — Петр, Петрана, Камен.

30 июня ПАВЛОВ ДЕНЬ

На Петров день нет строгого запрета работать, но в Павлов день люди не работают, чтобы уберечься от пожара. в этот день не разжигают огонь, не замешивают и не пекут хлеб, чтобы не сгорело жито в поле. Народная мудрость учит: „На Петров день жни, чтобы ветром не развеяло хлеб, а на Павлов день лежи, чтобы не сжечь его!" и еще: „Маленький Павльо большие беды навлекает!" („Паулус означает „маленький").

Именинники Павел, Павлина

 ПЕПЕРУДА (бабочка)

Это обычай, не имеющий точно фиксированной даты. Обычно делается в „петров месяц", как только настанет Засуха.

Участвуют только девушки (человек двенадцать), одетые в одни сорочки, подпоясанные какой-то зеленью — чаще всего это ветки бузины, плюща или вербы. бабочкой выбирают девочку 8-12 летнего возраста, сироту или последнего ребенка в многодетной семье. Обычно ее всю украшают зеленью.Įабочка обходит все дома в селе, начиная с полудня, но никогда не позже заката солнца. входя во двор дома, девушки заводят песню: бабочка летит через поля и долы, летит и молится богу — Дай, Боженька, дождичка, мелкого, моросящего, чтобы уродилась рожь и колосилась пшеница, чтобы напекла мама румяного хлебушка, дай, боженька дождичка, мелкого, моросящего!

Įабочка подскакивает, машет руками, кружится. Хозяйка выносит из дома котелок воды, в которую подбавила немного вина, и обливает танцующую бабочку, а девочка брызгает на всех водой — на здоровье, дождик и плодородие. в благодарность к жрице - носительнице добра, хозяйка одаривает девушек и выносит им в решете белую муку, масло, брынзу, яйца, лакомства. А бабочке отдельные подарки — мелкие монеты, украшение или что-либо из одежды. 

На выходе из двора хозяйка пускает катиться пустое решето и по нем гадают, сытым или голодным будет следующий год.

 


<< ļšåäыäółą’    ńėåäóžłą’ >>