Югославската комунистическа партия и македонският въпрос, 1919–1945
К. Палешутски
 
 
Костадин Палешутски
Югославская коммунистическая партия и македонский вопрос (1919–1945)

Резюме
 

Позиция Югославской коммунистической партии по македонскому вопросу в период между двумя мировыми войнами определялась в соответствии с обстановкой в Югославии, на Балканах и в Европе. Вначале ЮКП занимала национально-унитарные позиции в национальном вопросе Югославии, относя сербов, хорватов и словенцев к одному народу и таким образом игнорируя существование национального вопроса в стране. Она признавала лишь существование национальных меньшинств и настаивала на предоставлении им культурно-национальных прав и свобод. Таким меньшинством в пределах буржуазной Югославии партия считала и болгар в Вардарской Македонии. Югославские коммунисты разоблачали буржуазные партии, подвергавшие болгар из Македонии сербизации или внушавшие им, что они представляют собой „бесцветное по национальности” славянское население.

В дальнейшем ЮКП отказалась от национального унитаризма, определяя его как маску буржуазного национализма. Опровергая теорию национального единства трех основных народов, югославские коммунисты решительным образом выдвигают факт, что в языковом, религиозном и историко-этнографическом отношении различия между сербами и болгарами меньшие, чем между словенцами и сербами, но вопреки всему теория об едином народе не включала болгар. Более того, болгары в Вардарской Македонии подвергались неслыханным преследованиям и террору со стороны сербов Ступив на этот путь, ЮКП выдвинула лозунг за право на самоопределение меньшинств, включительно и их отделение от Югославии. Такими же правами должны были располагать и болгары в Македонии. В партии оформилось два течения („левое” и правое), признававших, что в Македонии живут болгары, постепенно, однако, ставя акцент на на-

355

ниональном разнообразии, на том, что Македония представляет собой пеструю мозаику из наций. Эта теза обстоятельно была обоснована на Третьей конференции ЮКП в 1924 г.

В последующем этапе югославские коммунисты воспринимают и выдвигают лозунг за независимость республик Македонии, Словении и Хорватии. Таким образом самоопределение народов сводилось к обязательному отделению. Этот лозунг связан с общей стратегией международного коммунистического движения за разрыв Версальско-Вашингтонской системы мирных договоре Восприятие ЮКП этого лозунга совпало с ее победой над фракцией Симо Марковича, по мнению которого национальный вопрос был чисто конституционным, требуя поэтому его разрешения в пределах Югославии. Но и на данном этапе ЮКП, отстаивая лозунг за независимую Македонию, не была последовательной до конца. С одной стороны, он фигурирует в ее документах, а, с другой, партия имела отрицательное отношение к ВМРО (объединенной), имеющей ту же платформу. Относясь абстрактно-пропагандистки к этому вопросу, ЮКП отмечала, что в крайнем счете все трудноразрешимые и спорные вопросы будут решены будущей Балканской федерацией.

В середине 30-х годов отпадает лозунг за балканскую федерацию. В то же время югославские коммунисты отказываются от лозунга за разъединение Югославии, настаивая теперь на сохранении государственной общности и предлагая решить национальный вопрос на федеративной основе путем внутренних переустройств. В это же время Коммунистический интернационал декретировал существование „македонской нации”. Мотивы такого решения были исключительно гуманными, продиктованными стремлением предотвратить один из очагов второй мировой войны, однако, это привело к довольно серьезным последствиям. Таким образом относительно национального и конкретно македонского вопроса балканское коммунистическое движение попало в тупик. В еще большей мере это относится к ЮКП, использовавшей смешанную формулу югославской федерации и независимой Македонии — лозунг крайне противоречивый и непоследовательный.

В этот же период и многие оппозиционные партии в Югославии отступают от своих националистических позиций по македонскому вопросу. Убедившись, что сербизация Македонии невозможна по причине невероятного сопротивления македонских болгар, буржуазные лидеры рекомендуют македонизирование болгар в Македонии. Их сокровенный девиз гласил: „Лучше македонцы, чем болгары!”. В то же время часть македонской интеллигенции и коммунистов по стечению ряда обстоятельств неглас-

356

но воспринимают лозунг: „Лучше македонцы, чем сербы!”. Но широкие народные массы продолжают сохранять болгарское национальное сознание.

На данном этапе ЮКП не интересуется двумя оставшимися частями Македонии, ограничиваясь лишь проблемой положения Вардарской Македонии в будущей югославской федерации.

Совсем в ином свете рассматривался македонский вопрос накануне и во время второй мировой войны, когда всецело вырабатывалась программа ЮКП по национальному вопросу. Проектируется создание южнославянской федерации с участием и Болгарии, где Македония рассматривается как объединенная и как федеральная единица в составе Югославии, охватывающей территорию с Адриатического до Черного моря. Но позиция эта более или менее формальна. Фактически же югославские коммунисты стремились включить всю Македонию в будущую югославскую федерацию. Болгария была упомянута в качестве члена федерации прежде всего в тактических целях, поскольку население Вардарской Македонии не желало оставаться в какой бы то ни было Югославии — для него она была символом национального рабства, и в такой ситуации лишь политические формулы относительно участия Болгарии в федерации могли привлечь македонских болгар.

Все это затрудняло политику ЮКП в Македонии во время второй мировой войны. По присоединению большей части Вардарской Македонии к Болгарии массовой популярностью среди коммунистов пользовался лозунг „один народ, одна держава”. Это свидетельствовало о том, что македонизация и сербизация не увенчались стабильными результатами. Возникли столкновения между ЮКП и БКП. Вмешался также Коминтерн. Областной комитет партии Вардарской Македонии снова возвращается в организационные рамки ЮКП, которая, будучи одержимой националистическими стремлениями, перешла в наступление. Югославские коммунисты предпринимают серьезные попытки присоединить всю Македонию к Югославии и поставить таким образом БКП и Греческую коммунистическую партию при свершенном факте. Но в конечном счете в пределах Федеративной Народной Республики Югославии остается лишь Вардарская Македония. Македонский вопрос всупает теперь в совершенно новую фазу развития.

[Previous] [Next]
[Back to Index]