За Балканскими фронтами Первой мировой войны

Глава VI. 1916 год — Балканы все в огне

АЛБАНИЯ ПОД ПЯТОЙ ОККУПАНТОВ

Г. Л. Арш

Оккупация значительной части Албании войсками антантовской группировки превратила страну в одно из полей сражении мировой войны. Военные события меняли обстановку в Албании с калейдоскопической быстротой. В первые месяцы 1916 г. разбитая сербская армия прошли через Албанию, была погружена в албанских портах на корабли и вывезена на Корфу. По пятам за отступавшими сербами шли австро-венгерские армии, заменившие в роли оккупантов в Северной и Центральной Албании сербов и черногорцев. На территорию Албании вступили и болгарские войска, занявшие некоторые ее восточные районы.

Осенью 1916 г. смена оккупантов произошла и на юго-востоке страны. Поскольку греческие оккупационные силы в Южной Албании поддержали короля Константина, итальянские части из района Влеры и французские - из Македонии совместными усилиями вытеснили греков из Южной Албании; Корча и окружающий район стали зоной французской оккупации, в остальных районах юга Албании расположились итальянские войска. Фронт между армиями Антанты и Центрального блока стабилизировался примерно по линии Влера-Берат-Поградец, и линия эта без существенных изменений сохранялась до конца войны.

Менялись национальные флаги оккупантов, оккупация же оставалась и продолжалась до 1920 г., еще два года спустя после окончания войны. На албанской земле постоем на шесть лет расположились громадные по масштабам этой маленькой страны оккупационные силы. Численность только итальянских и австрийских войск, находившихся в Албании в период войны, превышала 200 тыс. человек. Кроме того, на ее территории располагались и в разное время проходили по ней греческие, сербские, черногорские, французские и болгарские войска. Содержание всей этой оравы оккупантов ложилось на плечи албанского населения, не превышавшего в то время 800 тыс. человек. Более того, оккупационные власти проводили в широких масштабах вывоз сельскохозяйственной продукции из страны. Так, только австрийцы, по их собственным далеко не полным данным, вывезли из Албании 1430 тонн шерстяного лоскута, 11 402 тыс.шкур и мехов и много другого ценного сельскохозяйственного сырья. Для обеспечения снабжения войск и вывоза сырья из страны по приказу австро-венгерского командования был запрещен вывоз многих товаров, в том числе скота, шерсти, шкур, оливкового масла. Изъятие сельскохозяйственной продукции у крестьян происходило в значительной мере посредством реквизиций, использовались и закупки на принудительно введенную в обращение валюту стран-оккупантов. В 1914-1920 гг. произошла не только военная, но и валютная оккупация Албании. Страну наводнили иностранные деньги: лиры, франки, кроны, драхмы, динары.

Присвоение оккупантами значительной части произведенной в стране сельскохозяйственной продукции создало серьезные трудности со снабжением населения продовольствием. Интенсивные военные действия, установившаяся затем линия фронта, рассекшая страну на две части, усугубили положение. Война нарушила сложившиеся рыночные связи, привела к прекращению судоходства на Адриатике, от которого особенно зависело снабжение городов. Между тем, городское население Албании в военное время значительно выросло за счет притока беженцев. В особенно бедственном положении оказались городские низы. Российский консул в Шкодре Ферхтлинг, находившийся в городе во время черногорской оккупации (вторая половина 1915г.), в одном из своих донесений сообщал, что в городе проявился "крайний недостаток в предметах первой необходимости на месте, равно как чрезвычайное вздорожание жизни, наглядным примером чего служит прилагаемый ... список цен на съестные и иные припасы. Были даже моменты наступления голодовки в среде беднейшего населения города..." [168]. В последующем положение с продовольственным снабжением албанских городов еще более ухудшилось, и голоде Албании стал трагической реальностью.

Наряду с сельскохозяйственной продукцией, оккупанты усиленно выкачивали из Албании и промышленное сырье. Оккупанты производили "обследование" недр Албании - геологические изыскания, раскопки, бурение, не спрашивая на то согласия "туземных" властей. Так поступали итальянцы, австрийцы, французы. Богатство полезных ископаемых в Албании, обнаруженное ими, усиливало стремление империалистических держав превратить эту страну в свою колонию или зону влияния.

Оккупанты не произвели каких-либо изменений в общественных отношениях. Феодальные слои, сохранившие свою собственность и привилегии, сотрудничали со сменявшими друг друга на албанской земле иноземными властями. Вся тяжесть иностранной оккупации ложилась на народные массы. Особенно силен был оккупационный гнет в австрийской зоне. Помимо реквизиций скота и другой сельскохозяйственной продукции для снабжения войск, принудительного набора для проведения дорожных работ, австро-венгерское командование проводило насильственную мобилизацию албанской молодежи на свою военную службу. Все это вызывало сопротивление населения, выливавшееся в вооруженные стычки с австрийскими гарнизонами, которые отвечали повальными арестами, карательными экспедициями, казнями без суда и следствия.

Албания, не участвовавшая в мировой войне, в полной мере познала ее бедствия и страдания. На ее территории происходили военные действия, вся страна в течение нескольких лет жила под сапогом иностранной оккупации, десятки тысяч жителей были убиты, умерли от голода и эпидемий. Бесчинствовавшие на албанской земле оккупанты превратили в груды камней сотни деревень и некоторые города. Французский политический деятель Ж. Годар, побывавший в Албании вскоре после завершения войны, писал: "Великая война провела линию своего фронта поперек Албании; и вся земля изрыта окопами, усеяна пушками и ломом всех видов современных материалов, разбитых и заржавленных".

Лондонский договор 1915 г. и другие планы расчленения Албании держались до поры до времени в глубокой тайне, но сам режим оккупации приоткрывал завесу над тем будущим, которое ждало албанский народ после завершения войны, независимо от того, какая коалиция одержит верх. Спасение родины - первостепенная забота албанских патриотов в те драматические годы.

После потери албанской независимости некоторые деятели национального движения покинули страну. Поселившись в Болгарии, Румынии, Швейцарии, США и других странах, опираясь на имевшиеся в этих странах албанские колонии, они выпускали газеты и журналы, которые стремились привлечь внимание общественности к трагической судьбе Албании. В самой Албании большая группа албанских политических деятелей собралась в Шкодре. Здесь ими был создан тайный патриотический комитет с отделениями по всей Албании. Патриотические круги не пренебрегали контактами и с оккупационными властями, используя противоречия между представителями разных лагерей. Успешным результатом этой тактики было создание автономной области Корча.

Осенью 1916 г. французские войска вытеснили верные королю Константину греческие силы из района Корчи; после этого проантантовское правительство Э. Венизелоса послало в Корчу своего наместника в сопровождении батальона солдат. Появление новых греческих оккупантов на территории Южной Албании вызвало возмущение албанского населения; его вооруженные отряды во главе с видным деятелем национально-освободительного движения Т. Германи стали совершать нападения не только на греческих солдат, но и на французов - их опору. В этих условиях командование восточной армии Саррайля решило пойти на соглашение с албанскими патриотическими кругами и удовлетворить некоторые их требования и такой ценой обеспечить спокойствие за линией своего фронта.

Французское командование удалило венизелистов из округа Корча, и 10 декабря 1916 г. полковник Декуан подписал с представителями местного населения протокол о создании в городе Корча и прилегающий районов "автономной области" под управлением албанцев и под "защитой" французских военных властей.

В автономной области государственным флагом признавался национальный албанский флаг, а официальным языком - албанский. Управление областью поручалось административному совету из 14 человек. В пределах области создавалась мобильная албанская жандармерия для "защиты независимости территории и свободы ее жителей". Французская военная администрация выпустила бумажные деньги и почтовые марки "Корчинской республики" с изображением албанского орла и надписью "Корча - Албанская Автономия".

Учреждение албанской национальной администрации, хотя и на небольшой части оккупированной Албании, вызвало энтузиазм албанских патриотов как внутри страны, так и за ее пределами. Результатом предоставления автономии населению в своей оккупационной зоне было удовлетворено и французское командование. Генерал М. Саррайль писал 15 декабря 1916 г.: "Корча хотела быть независимой. Она стала. С тех пор спокойствие царит в этой области. С военной точки зрения, которая единственно меня интересует, я могу себя только поздравить с этим положением вещей".
 

[Previous] [Next]
[Back to Index]


168. АВПРИ.Ф. Политический архив. 1915. Д. 1248. Л. 68.